Обрядовый
смысл славянских плясок
А месяц плывёт и плывёт,
Роняя вёсла по озёрам.
А Русь всё же будет жить,
Плясать и плакать у забора.
(Сергей Есенин)
Издревле человек стремился к
движению. Только появившись на свет, новорождённый возвещает о себе миру криком
и непроизвольными движениями, которые подтверждают, что получило жизнь ещё одно
человеческое создание. Ведь всем известно, что движение - есть жизнь. Даже
растения, привязанные своими корнями к Матушке-Сырой-Земле, поворачивают листья
по ходу Солнца таким образом, чтобы они всегда были обращены как можно большей
поверхностью к свету.
Однажды люди поняли,
что в состоянии управлять своим телом не только для того, чтобы охотиться или
собирать плоды, но и для того, чтобы отображать своими движениями повадки
животных. Чувственное восприятие окружающего мира отображалось в определённых
телодвижениях, которые повторялись в определённой последовательности и были ни
чем иным, как сменой времён года и круговоротом веществ в Природе. Славян
научили танцевать сокровенные движения человеческого сердца и прохождение
светила по небосводу. Постепенно познания человека о Природе расширялись и его
ощущения и мировосприятие также выливались в определённые, чёткие, повторяющиеся
движения. С течением времени человек начал воспроизводить естественные
движение, которые определил для себя словом "танец". В большинстве
арийских (индоевропейских) языков это слово произносится созвучно и это ещё раз
доказывает, что когда-то некое древнее сообщество белых людей имело один язык
для общения и единые представления о мироздании.
Впоследствии эти представления о Вселенной вылились в обозначение частей
человеческого тела (это особенно становится понятным при рассмотрении тела, как
подобного уменьшенного образца Мира, в русском языковом определении. Например:
сердце – середина мира, ярло – “солнечное сплетение” нервных окончаний, нёбо -
небо, зубы - горы; и так далее.) и в обрядовые плясовые телодвижения. Конечно,
многое из того значимого, что наши предки заложили в тайное, но простое и
явное, для своего круга, понимание Мира мы уже не в силах понять из-за
отсутствия почитания наших древних обычаев и небрежного отношения к родному
языку предков, которым преподносится это, “тайное” для нас, учение.
Определённую часть знаний мы уже безвозвратно утратили, так как во времена
христианских гонений и тяжёлых жизненных испытаний, разрушительных войн наши с
Вами сородичи не находили сил, чтобы передать нам эти ценные знания. Но ещё в
наше время, соединив разрозненные знания, сохранившиеся в народных устных
преданиях и письменных источниках, можно достоверно восстановить изначальную
суть.
В древности пляски
входили в обязательный круг обрядов Родового Ведания и были в большом ходу у
всех арийских народов, в том числе и у славян. До сих пор пляски сохранились в
богатых, всякого рода, стариной свадебных обрядах в некоторых уголках Руси и
других славянских стран, где остаётся почитание народных обычаев.
В былинах о Добрыне сохранилось свидетельство о
древних свадебных певцах и гудочниках. Так, Добрыня узнав, что жена его выходит
за бабьего пересмешника Алёшу Поповича, прискакал в Киев, переоделся в
скоморошеское платье, взял гусли и явился на свадьбу, растолкав приворотных
сторожей: "Скажи, где есть наше место скоморошеское?" С сердцем
говорит Владимир стольно-киевский: "Что ваше место скоморошеское
На той, на печке, на муравлёной,
На муравлёной печке - на запечке."
Он вскочил скоро на место, на показанно,
На тую на печку, на муравлёну,
Натягивал тетивочки шёлковые,
На тыя струночки золочёные,
Учёл по стрункам похаживать.
Играет то он в Цари-граде,
А на выигрыш берёт всё в Киеве.
Он от старого всех до малого,
Тут все на пиру призамолкнули.
До сих пор по современным
свадебным пляскам можно восстановить древнеславянскую обрядовую свадебную
пляску. Древней особенностью танца была круговая пляска: хоровод на Руси; коло,
корогод - в Украине, Польше и Белоруссии, хормос - в Македонии, Западной
Болгарии и некоторых других южных славянских землях. Русский хоровод выражает
два начала жизни: деятельное и бездеятельное в их мировом круговращательном
движении. Свадебные танцы в древнейшем своём виде, сохранившиеся отчасти до сих
пор в круговращательном движении вокруг квашни (Россия, Белоруссия, Польша),
дерева, молодых или свадебного поезда, состояли именно в хороводах. На Украине
на свадьбах и особенно в брачную ночь, когда молодые находятся в опочивальне,
дружно с хмельным причётом своим и гудьбою (музыкой) шумно ведёт корогод. В то
время, как молодых уложат спать, мужчины и женщины предаются неистовому веселью
и пляске, женщины срывают с головы платки и, распустивши волосы по плечам,
кружатся и поют сладострастные песни. Сладострастность до некоторой степени
могла вызваться мыслью о присутствии на свадьбе страстно любящего и похотливого
в делах любви Солнца. Так в белорусской колядке поётся: Приехала Коляда на
сивом конику,
Поставила коника у одринце,
Сама села на куце у перинце,
Поставила дудочку на стовпе:
Грайте дудочки голосно,
Скачце дзевочки хорошо.
Круговращательные движения
кроме свадеб соблюдаются во многих других случаях: в весенние и летние
праздники, в особенности накануне Купала (Танцы, сопровождаются припевом
"то-то!" или "ту-ту-ту!", свойственным только купальским
песням, с обязательным притоптыванием и стуком или хлопками в это время.
Девушки кроме венков из зелени, надевали на голову войник или выйник (от слова
выя, то есть шея) из ткани обязательно голубого, небесного цвета, на ногах
разукрашивались чулки и подвязки. Налицо внимание к знакам неба и
земли.), во время родов, во время повальных болезней, при выгоне скота в поле,
при покупке коровы (четыре раза обводят её вокруг кола, вбитого в землю, по
солнцу), во время гаданий.
В некоторых местах Польши женщинами
обыкновенно соблюдается танец при покрывании головы невесты вокруг последней со
свечами в руках. В данном случае невеста выражает в своём лице само Солнце,
которое приветствуют зажжёнными светильниками.
В Германии, как и в Чехии,
Лужицкой земле, Польше существуют также обычаи, схожие со всеми славянскими: во
время свадьбы также кладут старое колесо перед домом или на холме и вокруг
этого колеса пляшут. Здесь колесо выступает вещественным образом Солнца,
заменяя невесту - человеческий образ чистого солнечного света.
В старинные времена были
особые руководители гудьбы (музыки) и плясок, умельцы играть на гуслях, на
дуде, на волынке и одновременно отплясывать - скоморохи, которые занимали в
древнерусской жизни очень видное место. Особенно хочется отметить происхождение
слова “гудьба”, которое родилось одновременно со способностью человека
извлекать звук, гул и гудение из тетивы лука, а позже и намеренно созданных
гудочных орудий: гудков (прообразов скрипок), гуслей, свирелей, рожков,
волынок. Слово гудьба стало обозначать у славян всё многообразие звукового
ряда, в том числе и громким отрывистых звуков, производимых бубнами и другими
ударными приспособлениями. Впоследствии слово гудьба было вытеснено из русского
языка российской аристократией, коя заменила его на греческое слово – музыка.
На свадьбе князя Владимира Старицкого в 1550 году в
числе свадебных лиц встречаются "плясцы". Царица, княгини и боярыни
заняли на свадьбе места, назначенные им, а "плясцы встали в сенях",
то есть их в самый торжественный зал не впустили. Это и неудивительно для тех
времён. Если раньше, в XII-XIII веках, веселья и обряды только порицались
аскетичными служителями церкви, но на празднествах, пирах, свадьбах правящая
верхушка с удовольствием соблюдала народные обряды и сама участвовала в
позорищах, то есть в обрядовых игрищах и действах. (Так в «Слове святого
Нифонта» 1220 года описаны “играние бесовские”, которые происходили ещё на
городской площади около церкви: “…идут двенадцать русальцев во главе с унылым и
дряхлым старцем, скачя с сопельми и с ним идяше множество народа, послушающе
его; иные же плясаху и пояху, влекомы в след сопельника. Бе одержим великою
печалью о таковей погибели… и моляшеся остати всем игр бесовъскых, - наипаче же
своё имение дают бесу лукавому, иже суть русалия иние же скоморохом”.) То уже в
церковном поучении «Златая цепь» XIV века назидалось избегать этих всенародных
празднеств: “Се же суть злая и скверная дела: плясанье, бубны, сопели, гусли,
пискове, игранья неподобные, русалья. Егда играют русалия, то скомороси… или
как сборище идольских игр - ты же в тот час пребуди дома!” Но в дальнейшем
натиск церкви на исконные народные обряды не только не ослабевал, но и с
укреплением её власти продолжал нарастать. И позднее существовали,
поддерживаемые большинством самодержцев, гонения ортодоксальной (православной)
церкви на родовые обычаи. Так в «Стоглаве» - соборе 1551 года, где архиепископы
отвечали на вопросы Ивана Васильевича IV Грозного, и который провозгласил
неприкосновенность церковного имущества и исключительную подсудность светских
лиц духовному суду записано о купальском обычае: “Мужчины и женщины
ходили ночью по домам и улицам, забавлялись бесстыдными играми, пели сатанинские
(народные, а не церковные) песни и плясали под гусли. По прошествии ночи с
великим криком все отправлялись в рощи и омывались в реке, как бешенные”. Здесь
уже не запись стороннего наблюдателя, но гнев хозяина положения, требующего
беспрекословно подчиниться его нравоучениям.
На сербских свадьбах обязанность увеселять гостей шутками и прибаутками лежит
на чауше или глумначе. Есть некоторые данные, позволяющие думать, что в
древности скоморохи часто были весёлыми и желанными сватами. В Белоруссии
сохранился обычай, когда на заручины сваты являются с дудой, под звуки которой
должна танцевать им невеста.
Обрядовая пляска со
спущенными очень длинными рукавами имеет явное родовое предназначение и очень
хорошо дошла до нас в известной сказке о Царевне-Лягушке, где она действует,
как жена Ивана-Царевича и оборачивается то змеей, то белой лебедью, то
кукушкой, то красавицей Василисой Премудрой: ...“Праздничный пир у царя.
Василиса прячет в свои рукава косточки съеденных лебедей и выливает в рукава
часть налитого ей вина. Дошла очередь танцевать; царь посылает больших снох
(жён старших царевичей), а они ссылаются на Лягушку. Та тотчас подхватила
Ивана-Царевича и пошла. Уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась -
всем на диво! Махнула правой рукой - стали леса и воды; махнула левой - стали
летать разные птицы...”. Размахивание рукавами, разбрасывание положенных туда
лебединых косточек и разбрызгивание вина есть обрядовое действо, а необычная
пляска чаровницы-потворницы, то есть многовертимое плясание – танец, по всей
видимости, в честь бога растительности Переплута и орошающих эту растительность
вил-русалок.
Во время плясок было в ходу
питиё особого напитка, также входящего в сложные ритуальные действия. Нередко
неистово пляшущие, отдав все силы обряду, падали без чувств и их отпаивали
водой с настоем разных трав и чесночным соком. Эти обычаи, кроме Руси, также
замечены и в Болгарии.
На Коляду, Щедрец, Новый год, Велесов день и Комоедицу происходили пляски в
обрядовых харях волов, коров, медведей, козлов, кабанов. В Белоруссии, Польше,
Украине, Руси дикие и весёлые пляски в харях происходили одновременно с
надеванием вывернутых мехом наружу тулупов и допускались только в Коляду,
Купалу и Комоедицу, что олицетворяло зимний коловрат, то есть солнцестояния с
увеличением долготы светового дня и весеннее равноденствие.
Для исполнения сложных
плясовых движений требовались сноровка и умение владеть своими телодвижениями.
Эта сложность мужских плясок являлась необходимым условием в
самосовершенствовании и развитии ловкости для бойцов. Во время праздника Перуна
необходимым условием перед началом ритуального поединка было ломание - танец,
который позволял настраивать бойца на беспощадную борьбу и разогревал все
мышцы. Приплясывание и притоптывание, поведение плечами - все эти действия
призваны были обеспечить постоянную внешнюю расслабленность и внутреннюю
собранность тела перед задуманным нападением или для отражения нападения
соперника. До сих пор участники ансамблей песни и пляски радуют глаза зрителей
своей удалью, а раньше этим умением владели все взрослые мужчины в той или иной
степени.
Обрядовый смысл древних славянских
плясок отражает суть строения Вселенной, мировоззрение славян, отражение
естественных перемен Природы и при желании в плясовых движения можно найти
множество тайных знаний. В любом случае танцы подталкивали человека на развитие
и являются полной противоположностью современных массовых танцев, цель
телодвижений которых сводится только к сексуальному завлечению и эстетическому
наслаждению. Чтобы не оказаться плачущими у забора, за которым находится наше
будущее, необходимо вспомнить и возродить среди всех славян наши древние
народные обычаи. Только разделение в сознании народных обрядовых плясок от
современных танцев позволить славянам выйти на новый уровень развития наследия
предков и самосовершенствования, и позволить сохранится как Роду, с его
языковыми и расовыми отличиями.
ЧИСТОСВЕТ.
листопад (1999)
Славянский молодёжный сказатель «ПЕРУН», выпуск пятый